Какие вещества чаще вызывают аллергию у стоматологических пациентов?

Какие материалы, используемые стоматологами, чаще других вызывают контактную аллергию? По итогам исследования выяснили, что наиболее распространенная причина кожной аллергии в кабинете стоматолога – контакт с некоторыми металлами. Также реакция сенсибилизации может возникать из-за соприкосновения с композитными и косметическими материалами.

Согласно статистике Американской академии по изучению астмы, аллергии и иммунологии, с каждым годом растет число случаев аллергии. Примерно у 40% школьников во всем мире отмечают аллергию или сенсибилизацию, при этом некоторые из аллергенов могут находиться в кабинете стоматолога.
Исследователи Лейпцигского университета решили проанализировать, какие стоматологические материалы чаще становятся причиной контактной аллергии.

«Распространенность контактного аллергического дерматита сравнима с распространенностью диабета 2 типа. В связи с применением множества новых материалов в стоматологической практике, вероятность аллергической реакции у пациента становится еще больше», — говорит один из авторов статьи, д-р Констанз Олмс, представляющий факультет зубного протезирования и материаловедения при университете Лейпцига.

Авторы изучили данные о случаях контактной аллергии у 86 пациентов, посетивших отделение зубного протезирования в период с 2012 по 2018 гг. Выяснилось, что женщины существенно чаще страдают от контактной аллергии (84% случаев аллергии было зарегистрировано у женщин, против – 16% случаев у мужчин). Кроме того, выявили тенденцию, что контактная аллергия чаще возникала у взрослых и пожилых людей, которые имеют аллергические реакции в среднем на 5 веществ.

Большее число случаев аллергии после посещения стоматолога связывают с взаимодействием с металлами. Больше всего реакций возникло при контакте с никелем и кобальтом. Также сообщали об аллергических проявлениях после контакта с амальгамой, золотом и титаном.

К другим популярным материалам, которые также вызывали у пациентов контактную аллергию, отнесли: композиты, лекарственные средства, пластик и косметические материалы. Реакция на действие местного анестетика встречалась не часто, тем не менее, исключать ее из объектов исследований не стоит, как полагают авторы.

«Аллергия на вещества в составе местного анестетика (активное вещество или консервант) отмечалась только в небольшом количестве случаев. Тем не менее, за данным видом аллергии нужно следить с повышенным вниманием, потому как реакция 1 типа, как правило, возникает сразу после введения препарата», — пишут авторы.

Контактные аллергии вызвали ряд объективных и субъективных симптомов. У половины пациентов наблюдались изменения на слизистой оболочке ротовой полости, в том числе: стоматит и лишаевидные поражения. У трети пациентов отмечалось жжение языка, неба, либо во всей поверхности ротовой полости.

«Пациенты, у которых отмечаются объективные или субъективные симптомы аллергии на стоматологические материалы, не должны подвергаться контакту с аллергенами. Мы рекомендуем врачам обращать внимание на симптомы контактной аллергии и тщательно изучать историю болезни пациента. Именно врач должен выбрать безопасные для конкретного пациента материалы, которые будут использоваться во время процедуры».

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины