Зубной камень у детей – причины и удаление

убной камень не часто встречается у детей дошкольного и школьного возраста. Но что же делать, если проблема все-таки затронула вашего ребенка? Как предотвратить появление зубного камня, следствием которого могут быть серьезные стоматологические заболевания? Ответы на эти вопросы должен знать каждый родитель.

Образование зубного камня у детей до 3 лет, да и у взрослых, начинается с отложения мягкого бактериального налета, который подвергается прогрессирующей кальцификации: минералы фосфата кальция откладываются как внутри бактерий налета, так и между ними, а затем вновь покрываются слоем зубного налета. Таким образом, на зубах, – в основном переднего отдела – возникает твердая минерализованная бляшка, которую невозможно убрать при помощи детской зубной щетки. Обычный цвет зубного камня у взрослых – коричневый. Но у детей до 3 лет он, как правило, зеленый. По словам стоматологов, появление такого налета связано с жизнедеятельностью хромогенных микроорганизмов, содержащих хлорофилл, который, как мы знаем, имеет зеленый цвет.

Ведущие детские стоматологии, где проводят удаление зубного камня детям в Москве

Причины зубного камня у детей

В образовании зубного камня у ребенка в 2 года и старше большую роль играют местные факторы. В первую очередь, это плохая гигиена полости рта у детей. Также к причинам зубного камня относят недостаточное употребление в пищу твердых продуктов. Кроме того, возникновение большого количества зубного камня может быть следствием отсутствия в слюне вещества пирофосфата, которое задерживает развитие зубных отложений, или недостатка в слюне определенного белка, замедляющего рост кристаллов. Наличие зубного камня на детских зубках не всегда бывает очевидным. Кристаллы фосфата кальция могут быть тесно связаны с поверхностью эмали, поэтому стоматологу зачастую сложно понять, где кончается эмаль и начинается камень.

Виды – место образования и цвет

В стоматологии выделяют два вида зубного камня — наддесневой и поддесневой. Различают их по расположению на поверхности зуба. Первый виден невооруженным глазом и имеет сероватый или беловато-желтый цвет. Он легко удаляется путем соскабливания. В образовании наддесневого зубного камня участвуют минералы, поступающие из слюны. Он чаще всего локализуется в области нижних фронтальных зубов и щечных поверхностей моляров верхней челюсти, где открываются протоки слюнных желез.

Поддесневой зубной камень может быть обнаружен только стоматологом при зондировании. Образуется он за счет минералов, поступающих преимущественно из десневой жидкости. Как правило, он темно-коричневого цвета с зеленоватым оттенком, локализуется на шейке зуба в пределах десневой бороздки, на цементе корня, в пародонтальном кармане. Охватывая шейку зуба, камень оказывается плотно прикреплен к его поверхности, а зачастую образует выступы.

Удаление зубного камня у детей

Как убрать зубной камень у ребенка? Если вы обнаружили у своего малыша зубной камень, первое, что необходимо сделать, — это записаться на прием в детскую стоматологию. В первое посещение ребенку проводят профессиональную чистку зубов: удаляют мягкий налет и зубные отложения. Удаление поддесневого зубного камня у детей проводят ультразвуком под местной анестезией. После процедуры врач объясняет родителям, как контролировать, правильно ли малыш чистит зубы. Перед и после процедуры проверяют индекс гигиены, в присутствии родителей повторяют правила ухода за полостью рта. Спустя 1 — 2 недели назначают прием с целью контроля тщательности удаления зубных отложений.

Меры профилактики

Как уже было отмечено выше, отсутствие такого вещества, как пирофосфат, может приводить к образованию зубного камня. Поэтому в составе некоторых зубных паст содержится этот компонент. Он останавливает минерализацию зубного камня и препятствует процессу нарастания нового. Добавление пирофосфата в состав зубных паст в некоторой степени компенсирует отсутствие в слюне природного аналога. Выбирая пасту с этим веществом, обратите внимание на то, для детей какого возраста она рекомендована.

Предотвратить появление зубного камня у детей поможет также правильно подобранная детская зубная щетка. Лучше всего предпочесть щетку с искусственной щетиной, так как в отличие от натуральной, в ней не образуются микроорганизмы. Естественно, необходимо помнить, что менять зубную щетку следует раз в три месяца. А пока ваш ребенок не достиг возраста, когда сможет чистить зубы самостоятельно, вы можете воспользоваться специальными салфетками для очистки зубов. В их состав входит ксилит, который подавляет рост бактерий на зубах и деснах и хорошо очищает их от мягкого налета. Также актуальны в этом случае свежие твердые фрукты и овощи: яблоки, морковь, капуста.

Для того чтобы гигиена полости рта была наиболее эффективной, очень важно научить ребенка тому, как правильно чистить зубы. Среди основных рекомендаций стоматологов выделим следующие: сначала чистим верхнюю челюсть с внешней и внутренней стороны, начиная с боковых отделов, затем — передние зубы сверху вниз. На нижней челюсти последовательность та же, только движения щетки снизу вверх. Не стоит забывать и о гигиене слизистой щек, неба и языка, где образуется большое количество бактерий.

Родителям необходимо следить за гигиеной полости рта своих малышей и регулярно водить их к детскому стоматологу. Это поможет предотвратить возникновение зубного камня, который может стать причиной различных заболеваний полости рта, например, гингивита у детей, детского пародонтита, различных видов стоматита у ребенка. Кроме того, неприятный запах изо рта у ребенка также не будет вас беспокоить. В особом уходе будут нуждаться зубки, на которых установлены детские брекеты. Помните, что остатки пищи и мягкий зубной налет легко удаляются при помощи зубной щетки и пасты. Удаление же минерализованных зубных отложений производится только врачом-гигиенистом при помощи специальных средств и инструментов.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины