Болезни зубов как причина гайморита

Гайморит, он же верхнечелюстной синусит, появляется из-за воспалительного процесса, который возникает в слизистой оболочке верхнечелюстной гайморовой пазухе. Эти пазухи еще называют синусами (отсюда второе название синусит). Хотя гайморит в нашей стране в силу климата довольно распространенное заболевание, мало кто догадывается, что его причиной могут стать не только инфекции, проникающие в пазухи через носовую полость, но и болезни зубов. Как и почему это происходит – рассказывает Юлия Александровна Кржижановская, кандидат медицинских наук, главный врач стоматологических центров “СМ-Стоматология”.

Что такое одонтогенный гайморит?
Одонтогенным называют гайморит, который возник из-за поражения зубов. Он составляет до половины случаев гайморита в целом. Причина этого заключается в анатомических особенностях расположения корней зубов верхней челюсти. Если корни проходят рядом с гайморовой пазухой, то любой воспалительный процесс вокруг них может вызвать ответное воспаление в пазухе.

Но почему так происходит? Дело в том, что гайморовы пазухи представляют собой полости в верхнечелюстной кости, по обе стороны от носа. Пазухи соединены с носовой полостью, вот почему инфекция из нее может легко проникнуть к слизистым оболочкам пазух.

При этом каждый человек обладает индивидуальными особенностями анатомического строения верхней челюсти. Так, различается и объем пазух, и расположение корней зубов относительно нее. У тех, кому повезло, пространство между гайморовой пазухой и зубными корнями заполнено костной тканью, так что этим людям одонтогенный гайморит практически не грозит.

Но есть люди, у которых корни зубов верхней челюсти прилежат ко дну гайморовой пазухи, а у некоторых корни входят непосредственно в пазуху. В этих случаях риск переноса инфекции от больного зуба к слизистой в пазухе намного выше.

А вот наоборот не бывает – невозможен перенос инфекции из пазух к корням зубов, так что зубная боль из-за гайморита – не более чем заблуждение. Гайморит может вызывать неприятные ощущения в области верхних зубов, но это не провоцирует повреждения зубов.

Болезни зубов, вызывающие гайморит
Сразу стоит сказать, что обычный кариес не может стать причиной гайморита. Кариес – это поражение твердых тканей зуба, он не распространяется за их пределы и тем более не может выйти в костную ткань. Однако непролеченный своевременно кариес вызывает осложнения, которые уже и становятся причиной воспалений в гайморовых пазухах.

Если корневые каналы очень близко расположены у дна пазухи, то даже обострение обычного пульпита может привести к острому гаймориту. Пульпит – это частое осложнение запущенного кариеса, когда кариозное поражение проникает в пульпу зуба, в которой расположен сосудисто-нервный пучок.

Вторая, более частая причина инфицирования гайморовой пазухи – это длительные хронические воспаления около верхушек корней. К числу таких болезней относят гранулемы или радикулярные кисты. Гранулема – это воспалительное образование у верхушки зубных корней, а радикулярная киста – полостное образование в той же области, заполненной кистозной жидкостью. Кисты и гранулемы разрушают костную ткань за верхушкой корня. По мере своего увеличения они добираются до дна пазухи и инфицируют ее.

Третья причина — аномальное положение зачатка зуба мудрости в верхней челюсти. Он тоже вызывает воспаления тканей вокруг, что может сказаться на пазухе.

Кроме того, гайморит может развиться из-за обработки корневых каналов. Когда нет костной перегородки между корнем зуба и гайморовой пазухой, то стоматолог при лечении корневого канала может случайно вывести инфекционный агент внутрь пазухи. Аналогичная ситуация возможна и с пломбировочным материалом. Когда нет костной преграды, доктор может протолкнуть его в полость пазухи, и вокруг него разовьется воспалительный процесс.

Также гайморит может возникнуть при удалении верхнего зуба, в случае, если его лунка сообщается с верхнечелюстной пазухой.

Лечение одонтогенного гайморита
Сначала всегда необходимо выявить причину появления гайморита – помимо одонтогенной, его могут вызывать травмы лица и челюсти, инфекционные процессы в носовой полости, проникновение инфекции через кровь. Очень важный и информативный метод диагностики в случае с гайморитом — конусно-лучевая компьютерная томография. По таким снимкам врач может изучить состояние гайморовых пазух, носовой перегородки и корней зубов, выяснить, прилежат ли к дну пазухи.

Если дело в болезнях зубов, то в первую очередь нужно записаться на прием к стоматологу, чтобы он устранил очаг воспаления и инфекции. Нередко гайморит проходит уже после устранения воспалительного процесса в корнях зуба или лечения кисты.

В случаях, когда через канал зуба в пазухи проникают патогенные микроорганизмы (чаще всего грибок), то они способны значительно разрастаться и самостоятельно сформировать в пазухе воспалительное образование. Тогда сначала нужно пройти лечение у стоматолога, а затем уже отоларинголог работает с гайморовой пазухой, очищает ее от инфекции и назначает курс лекарственной терапии.

Приятная новость, кстати, заключается в том, что одонтогенным гайморитом болеют только взрослые или подростки, у которых уже прорезались постоянные зубы. У молочных зубов слишком маленькие корни, чтобы достать до пазухи. К тому же под молочными зубами находятся зачатки постоянных, что тоже не дает инфекциям из корней молочных зубов проникнуть в синусы.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины