Понимание психологии пациента с гиперчувствительностью зубов

Понимание психологии пациента с гиперчувствительностью зубов

Гиперчувствительность зубов (ГЗ) можно рассматривать по-разному: как незначительную проблему или как возможность помочь пациенту и укрепить с ним контакт.

В России с проблемой ГЗ сталкивается каждый второй человек1. Симптомы могут иметь разную степень выраженности, но даже легкие формы способны влиять на повседневную жизнь человека2. Несмотря на это, проблеме ГЗ не уделяется должного внимания в стоматологической практике3. Попробуем взглянуть на это состояние по-новому.

ГЗ может усиливаться, даже начавшись с незначительных проявлений, длительно причинять дискомфорт, воздействовать на качество жизни, а в дальнейшем потребовать лечения. Поэтому можно отметить, что это состояние имеет явные признаки хронической проблемы4. Помогая в ее решении простыми способами, не только в стоматологическом кресле, можно завоевать доверие пациента и построить долгосрочные отношения с ним.

Может показаться, что проблема ГЗ на самом деле не так важна, как, например, кариес. Именно такое отношение на протяжении многих лет приводило к игнорированию этого состояния как стоматологами, так и пациентами3. При этом объективные данные говорят об обратном: 45% стоматологов по всему миру диагностируют ГЗ минимум один раз в день5.

Почему же не все пациенты озвучивают, что их беспокоит повышенная чувствительность зубов?

Значительную часть составляет группа пациентов с более легкими симптомами гиперчувствительности. Изменение образа жизни и ограничения в пищевых привычках оказались достаточными, чтобы снизить силу симптомов ГЗ. Поэтому обычно они не считают, что у них есть ГЗ6,7. Но проблема ГЗ активно влияет на их поведение, эмоциональный статус и изменяет их восприятие самих себя2. Также легкие проявления ГЗ не означают, что в будущем проблема не будет прогрессировать.

Помочь адекватно оценить влияние ГЗ на качество жизни помогает опросник по изучению гиперчувствительности дентина (DHEQ)8,9. Благодаря его использованию выяснилось, что пациенты используют четыре стратегии поведения при ГЗ8,10:

избегают холодной/горячей пищи или напитков;
адаптируются ‒ меняют способы употребления пищи или напитков, откусывают еду маленькими кусочками;
находят компромиссы ‒ остужают продукты или позволяют холодным продуктам согреться/растаять перед их употреблением;
терпят ‒ дышат в холодные дни с осторожностью, закрывают рот шарфом.
Такие стратегии поведения могут иметь негативные последствия ‒ маскировать проблему от стоматолога и самого пациента, что будет затруднять ее выявление.

Профессиональным подходом к решению проблемы ГЗ может стать рекомендация использовать специализированную зубную пасту для уменьшения ГД. Клинически доказано, что применение зубной пасты с фторидом олова уменьшает ГЗ после первой чистки11. Регулярное использование специализированных зубных паст может снизить негативное влияние ГЗ на качество жизни, уменьшить ограничения в пищевых и иных привычках пациентов8-10.

Важным остается вопрос, кто затронет проблему первым: врач-стоматолог или пациент?

53% стоматологов, по данным опроса, уверены, что делать «первый шаг» для выявления ГЗ ‒ их задача5. Но на практике 31% отмечают, что уделяют этой проблеме недостаточно внимания, чтобы выявить изменения в поведении пациента, характерные для ГЗ, а каждый четвертый стоматолог говорит, что не уделяет достаточно времени рекомендациям при выявлении проблемы5.

Не обращая должного внимания на проблему ГЗ, врач сигнализирует пациенту, что ее можно игнорировать. Но как только дискомфорт и боль усилятся, пациент может расценить это как невнимательное отношение к себе. Это может подорвать доверие и репутацию специалиста в глазах пациента.

Стоматолог, зная, как сильно может воздействовать ГЗ на качество жизни и что есть «простое решение» для контроля над ситуацией, может вовремя помочь пациенту. Это может улучшить качество жизни пациента, сформировать доверие к врачу и заложить основу долгосрочных отношений

Источники:

Oral Health Care Categories Incidence and Penetration Omnibus, Ipsos, 2015‒2016.
Gibson BJ, Boiko OV, Baker SR et al. The everyday impact of dentine sensitivity: Personal and functional aspects. In: Robinson PG (ed.). Dentine hypersensitivity: Developing a person-centred approach to oral health. London: Elsevier Inc., 2015. Chp 6.
Gibson BJ, Paul NR. Differentiation and displacement: Unpicking the relationship between accounts of illness and social structure. Social Theory & Health. 2014;12(3):267-90. ISSN 1477-8211.
Гребенев А.Л. Пропедевтика внутренних болезней. 5-е изд. М., 2001.
Исследование компании GSK. Survey of 172 dentists in China, Germany, Turkey, India, UK and USA. June 2020.
Исследование компании GSK. Better understanding the less bothered persona. US. 2020.
Davari A, Ataei E, Assarzadeh H. Dentin hypersensitivity: Etiology, diagnosis and treatment. A literature review. J. Dent. 2013;14:136-45.
Mason S, Burnett GR, Patel N et al. Impact of toothpaste on oral health-related quality of life in people with dentine hypersensitivity. BMC Oral Health. 2019;19:226.
Baker SR, Gibson BJ, Sufi F et al. The dentine hypersensitivity experience questionnaire: А longitudinal validation study. J Clin Periodontol. 2014;41:52-9.
Исследование компании GSK. Study 204930 (2017).
Исследование компании GSK 207211. January, 2017.

Материал предназначен для медицинских и фармацевтических работников.

Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках
Читайте также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *