Восстановление разрушенного зуба

— Доктор, удалите мне зуб! Пожалуйста! – просит меня девушка шестнадцати лет. Уже в течение нескольких дней ее мучают зубные боли по ночам, она устала от приема таблеток, однако никак не может побороть страх перед стоматологической бормашинкой. На вопрос, почему она не хочет запломбировать этот зуб, получаю вполне типичный ответ: «Нет времени, нет денег, раньше ставили пломбу, а она выпадает…». После длительного разговора моя юная пациентка начинает осознавать, какие опасности несет с собой ранняя потеря зубов, еще сомневающаяся, она отправляется в кабинет терапевта-стоматолога.

Увы, таких пациентов, верящих в то, что единственный способ избавления от проблем с зубами – это удаление самих зубов, в день приходит по десять-пятнадцать человек. Я подсчитал как-то, что каждый третий зуб в нашей поликлинике удаляется вовсе не по медицинским показаниям, а только по желанию пациента, который уже утратил веру в возможности современной стоматологии и совсем не задумывается о дальнейших последствиях утраты зубов.

Между тем, вся медицинская наука, в том числе и стоматология движется вперед семимильными шагами. И зубы, которые еще несколько лет считали совсем безнадежными, в настоящее время хорошо поддаются пломбированию и восстановлению. Современные диагностические методики позволяют врачу более дифференцировано подходить к лечению каждого конкретного пациента, расширился выбор материалов и методов восстановления «сложных» зубов.

И, на сегодняшний день, существует масса способов сохранения зубов в самых, казалось бы, безнадежных случаях. Ведь любой врач, да и просто здравомыслящий человек, прекрасно знает, что ни один протез не сможет полноценно заменить отсутствующий орган. Надо понимать, что зуб – это такой же орган вашего организма, как и печень, почки, глаз, головной мозг, что с потерей даже одного зуба возникают серьезные нарушения в работе челюстей и жевательных мышц, в целом это приводит к большому количеству самых различных осложнений. Мне приходилось наблюдать пациентов, у которых, в результате потери зубов и длительного отсутствия протезов, развивались артриты височно-нижнечелюстных суставов, мигрень, болезни мышц, начинались проблемы с пищеварением. Последующее протезирование часто оказывалось неэффективным вследствие нарушений, возникающих в костной ткани челюстей.

Именно поэтому современная стоматология ставит своей целью максимально возможное сохранение собственных зубов пациента. Благо, условия для этого сейчас существуют.
Боль? Никакой боли!

Основная проблема, которая доставляет пациентам стоматологических клиник массу хлопот – это боль, которая, на их взгляд, неизбежно сопровождает любую стоматологическую манипуляцию. Кто из нас в детстве не боялся зубных врачей и их болезненной сверлящей машинки? Однако современная стоматология абсолютно лишена боли – в арсенале любого врача широкий выбор анестетиков, которые позволяют сделать процедуру или операцию любого объема и любой продолжительности совершенно безболезненной. Всё, начиная от лечения кариеса и заканчивая сложными зубосохраняющими операциями, проводится под местной анестезией, которая дает возможность врачу спокойно проводить лечение, а, соответственно, добиваться высокого его качества.

Иногда, с целью усиления действия анестезирующих препаратов, а также для снижения уровня психоэмоционального напряжения, врачом назначаются различные медикаментозные средства, но чаще всего в этом нет необходимости, поскольку современные анестетики обладают огромным потенциалом и широтой действия, их применение возможно у лиц любого возраста, при практически любой сопутствующей патологии.
Выпадение пломб – в прошлом!

Еще совсем недавно единственными доступными материалами для пломбирования зубов были различные силикатные цементы и амальгамы, очень редко использовались стеклоиономеры и композиты. Несмотря на высокую устойчивость к износу и низкую стоимость, цементы достаточно хрупки, плохо адаптируются к тканям зуба, при работе с ними большое значение имеет размер кариозной полости – бывало, что при расширении пломба ломала тонкие края стенки зуба и приводила к полному разрушению последнего. Современные поколения цементов чаще всего лишены этих недостатков, однако применение их ограничено.

Современный стоматолог оперирует пломбировочными материалами совсем другой природы – композитами химического и светового отверждения, стеклоиономерными цементами, компомерами, гибридными материалами. Расширился и их выбор – для каждого материала существуют строгие показания к применению, в зависимости от его прочности, адаптивности и эстетических качеств. Можно сказать даже, что для каждого зуба, а их у взрослого человека тридцать два, существует свой специфичный пломбировочный материал. Часто для пломбирования одного зуба применяют несколько материалов – по одному для каждого слоя зубных тканей. Современные светоотверждаемые композиты в сочетании с металлическими или стекловолоконными штифтами позволяют восстанавливать зуб практически с одного корня, а эндодонтические системы способны справиться с самыми искривленными каналами.

Всё это сводит к минимуму риск выпадения пломбы и прогрессирования болезней зубов.

Существуют и так называемые микропротезы, когда для зуба изготавливается коронка, которая устававливается на предварительно запломбированном корне с помощью штифта. Такими методами можно восстановить, казалось бы, совсем утраченный зуб, причем это сделать так, что отличить искусственную коронку от настоящей сможет только профессионал-стоматолог.
Болит десна и расшатываются зубы? У вас проблемы с гигиеной!

Серьезную проблему для современной стоматологии представляют заболевания пародонта, которыми страдают три четверти населения старше пятидесяти лет.

У болезней пародонта чрезвычайно много причин, но чаще всего среди них выделяют главную – нарушение гигиены полости рта. Человека пугает кровоточивость во время чистки зубов, а осторожность приводит к тому, что зубной налет при чистке удаляется не полностью – накапливаясь, он только усугубляет заболевание.

Выход есть – профессиональная чистка зубов (удаление твердого и мягкого зубного налета с помощью специального инструмента — скалера), подбор индивидуальной программы гигиены полости рта, коррекция прикуса, в некоторых случаях – медикаментозное лечение. И хотя, полностью вылечить пародонтит удается крайне редко, такой подход позволяет приостановить развитие заболевания, а, следовательно, – и раннюю утрату зубов.

Однако чаще бывает так, что пациент долгое время не обращается к стоматологу за помощью, в результате чего возникает заметная подвижность зубных рядов. Но даже в этом случае зубы можно сохранить, особенно передние – существуют системы фиксации зубов, которые в сочетании с хирургическим лечением дают прекрасный терапевтический результат. Одной из альтернатив является применение так называемых шинирующих протезов, которые, помимо замещения дефектов зубного ряда, стабилизируют его, позволяя сохранить оставшиеся зубы.
Зубосохраняющие операции – новое направление в хирургической стоматологии.

В некоторых случаях проблемы с зубами начинаются изнутри – при хорошо сохранившейся коронковой части из-за длительного воспаления внутренних тканей зуба (особенно под длительно стоявшими пломбами и коронками) возникают нарушения в окружающей зуб костной ткани. Развиваются кисты, появляются длительно незаживающие гноящиеся свищи на десне, в некоторых случаях возникают так называемые флюсы – гнойные полости на десне, которые представляют реальную опасность не только для здоровья, но и для жизни больного.

Ранее хирургическое лечение подобных заболеваний сводилось к простому удалению поврежденных зубов. В современных же условиях нет необходимости удалять зуб – ведь можно оперативно удалить только поврежденные, больные ткани вокруг него.

Такие операции проводятся в нашей поликлинике регулярно, при соответствующей терапевтической подготовке (которая включает в себя пломбирование корневого канала) риск последующих проблем с оперированными зубами минимален – за всё время проведения подобных операций не было ни одного обострения заболевания или удаления оперированного ранее зуба. Иногда оперируются даже оставшиеся корни, с целью последующего их восстановления различными методами.

Современная стоматология целиком нацелена на максимальное сохранение собственных зубов пациента. Ведь никакой, даже самый современный и дорогостоящий протез не заменит в функциональном отношении собственного зуба, не говоря уже о том, какой вред несет ранняя утрата зубов в целом для всего организма. Над задачей сохранения зубов бьются все специалисты – стоматологи-терапевты, хирурги, ортопеды, зубные врачи. Мы боремся за то, чтобы сохранить один из ваших органов. И, если пациент действительно этого желает – чаще всего это нам удается

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины