Взрослые могут передавать бактерии, вызывающие пародонтит, детям

Патогенные бактерии, вызывающие пародонтит, могут передаваться от взрослого человека ребенку, колонизировать ротовую полость и стать причиной развития болезни в более позднем возрасте. Примечательно, что лечение антибиотиками и другими противомикробными препаратами не устраняет бактерии. В связи с чем, необходимо не допустить заражения в первые годы жизни малыша. Подобные выводы опубликованы в работе, проведенной бразильскими исследователями Университета Кампинас в Сан-Паулу.

Взрослые могут передавать бактерии, вызывающие пародонтит, детям

«Состав микрофлоры ротовой полости родителя во многом определяет разнообразие бактерий в поддесневой области во рту ребенка. Бактерии, попавшие в полость рта ребенка от родителя, страдающего пародонтитом, сохраняются на протяжении всей жизни, даже несмотря на правильный уход за зубами и деснами и регулярную профилактическую чистку», — сообщают авторы работы.
Автор исследования, стоматолог-хирург Мабелле Де Фрейтас Монтейро рассказала о том, что ее команда занимается проблемой передачи возбудителей пародонтита внутри семьи в течение 10 лет. «Если мы осознаем, что пародонтит может быть наследственным заболеванием, то сможем использовать профилактические методики для предотвращения болезни, либо проводить его раннюю диагностику».

Родители должны начинать заботиться о здоровье десен ребенка еще с младенческого возраста, как полагает один из авторов исследования, профессор Стоматологической школы университета, Ренато Корреа Виана Касарин.

Исследование

В ходе исследования авторы взяли образцы бактериальных биопленок и налета из поддесневой области у 18 взрослых участников с генерализованной агрессивной формой пародонтита, а также у их детей в возрасте 6-12 лет, и у 18 здоровых пациентов.

Помимо клинической оценки образцов, авторы провели микробиологический анализ и генетическое секвенирование образцов при поддержке коллег из Университета Огайо в США, в том числе профессора Пурнима Кумара.

«У детей, чьи родители страдают от пародонтита, в ротовой полости наблюдается рост числа бактерий Filifactor alocis, Porphyromonas gingivalis, Aggregatibacter actinomycetemcomitans, Streptococcus parasanguinis, Fusobacterium nucleatum и ряда других микроорганизмов из семейства Selenomonas. При этом признаков воспаления десен у детей может и не наблюдаться. Примечательно, что данные патогены оказываются очень живучи в ротовой полости детей».

Авторы обращают внимание на то, что, несмотря на решительные профилактические меры, как регулярная и тщательная гигиена полости рта, контроль за твердым зубным налетом, данные бактерии сохраняются у детей, чьи родители болеют пародонтитом. При этом аналогичные профилактические меры оказываются намного более эффективными для детей, чьи родители не страдают воспалением десен.

«Поскольку взрослые страдают от пародонтита, они передают патогенные штаммы своим детям. Впоследствии детям придется разбираться с заболеванием, когда оно проявиться». На данном этапе исследователи проводят эксперимент с участием беременных женщин, с целью определить, какие меры, принятые на самом раннем этапе, помогут не допустить передачи патогенов из ротовой полости матери ребенку.

«Мы проводим лечение беременных от пародонтита еще до момента появления ребенка на свет. Так, мы постараемся понять, можно ли не допустить бактериальной колонизации ротовой полости младенца патогенными микроорганизмами», — говорят авторы.