Исправление прикуса у детей

Оказывается, большинство проблем, связанных с неправильным прикусом у детей, можно успешно диагностировать и решить, если впервые привести ребенка на прием к врачу-ортодонту до достижения им 5 или 6 лет. Но, к сожалению, многие родители приводят детей к стоматологу, когда часть постоянных зубов уже прорезалась, и при этом, как чаще всего бывает, неправильно. О том, как самостоятельно понять, имеются ли у ребенка проблемы с прикусом, какие дети находятся в группе риска, когда лучше начать исправление прикуса у детей и о многом другом читайте в нашей статье.

Каковы причины неправильного прикуса у детей?

Известно, что наследственность играет огромную роль в развитии челюстно-лицевых аномалий. Поэтому желательно, чтобы первое посещение ребенка ортодонта произошло между тремя и пятью годами, так как именно в этом возрасте еще можно предотвратить появление проблем и провести профилактику нарушений, связанных с прикусом. Причиной аномалии прикуса, в подавляющем большинстве случаев, могут быть детские вредные привычки. Часто формирование неправильного прикуса у ребенка связано с искусственным вскармливанием, вернее – с сосками для кормления. Чтобы избежать подобного, нужно выбирать правильные соски – ортодонтические, в которых отверстия расположены снизу, что не нарушает естественного положения языка. На прикус также влияют соски-пустышки, от которых лучше всего отказаться, прежде чем ребенку исполнится год. Еще одна особенность, на которую нужно обратить внимание при выборе соски – это ширина шейки. Чем она тоньше, тем лучше, так как разомкнутое положение зубов может привести к вертикальной резцовой дизокклюзии, то есть аномалии прикуса, когда передние зубки не смыкаются, в результате чего между ними образуется щель.

Могут ли родители сами понять, что ребенку требуется исправление прикуса?

Родители должны обратить внимание на то, дышит ли ребенок носом и бывает ли у него открыт или приоткрыт рот, когда он играет. Как малыш спит, храпит ли он при этом, выдвигает ли нижнюю челюсть вперед. Грызет ли ручки, карандаши – ведь все это приводит к формированию неправильного прикуса. Особое внимание необходимо обратить на строение стоп и осанку ребенка. При любых сомнениях лучшим решением будет обратиться к ортодонту.

Когда чаще всего требуется исправление прикуса детям?

В группу риска попадают дети с нарушениями носового дыхания (дети с аденоидами, дети-аллергики и т.п.), с нарушениями осанки и проблемами с позвоночником, дети с вредными привычками (которые любят все грызть), а также те малыши, чьи родители тоже страдают аномалиями прикуса (наследственный фактор). В группу риска также входят дети с системными заболеваниями, такими как, например, сахарный диабет, а также дети с болезнями нервной системы. В подобных случаях лечение должно проводиться совместно со специалистами смежных областей. В нашем Центре существует отдельное подразделение – миофункциональный центр, который объединяет следующих специалистов: ортодонта, детского стоматолога, остеопата, ЛОРа, ортопеда. Слаженная работа наших врачей – залог своевременной диагностики и эффективного лечения.

С какого возраста начинать исправление прикуса у детей?

Чем раньше – тем лучше! В нашем Центре действует специально разработанная программа, позволяющая в кратчайшие сроки предотвратить или провести исправление прикуса у ребенкав 3 года, в 5 лет и тд. На первичной консультации врач-ортодонт проводит осмотр, комплексную диагностику и медицинское фотографирование для определения возможных причин возникновения нарушений прикуса у ребенка. После этого ребенок направляется на консультацию к смежным специалистам для выявления факторов риска, связанных с особенностями его соматического здоровья. В итоге составляется план лечения, рассчитанный на полтора-два года, предполагающий ежемесячное посещение клиники.

Какие аппараты для исправления прикуса у детей используется?

Для исправления прикуса у ребенка от 3-х до 7 лет и старше мы используем всевозможные съемные пластинки для предотвращения развития вредных привычек, для расширения зубных рядов, для решения логопедических проблем, пластинки с заслонкой для языка. Еще одна группа ортодонтических аппаратов для исправления прикуса у детей – это функциональные аппараты, то есть те, которые активно влияют и перестраивают работу мышц челюстно-лицевой области, устраняют давление щек, губ, освобождают зубные ряды, чтобы они развивались естественным путем, без давления мягких тканей полости рта. Также существуют мягкие конструкции – это трейнеры и ЛМ-активаторы.

Каковы особенности исправления прикуса у ребенка с 12 лет?

Во взрослом возрасте мы в основном применяем несъемные конструкции, так как речь идет о уже сформированных зубных, а часто и скелетных аномалиях. Исправление прикуса у ребенка 12 лет сопряжено с ношением брекет-системы. Брекеты ставятся детям с того момента, когда во рту прорезались все постоянные зубы, то есть где-то с 10 – 12 лет. Однако ношения железных скоб на зубах можно избежать. Поэтому главный принцип миофункционального отделения нашего Центра – «Не доведи до брекетов!». Своевременное обращение за помощью к специалистам позволяет это сделать! Безусловно, в этом вопросе большая ответственность лежит на родителях. Во-первых, привести ребенка к доктору вовремя, а во-вторых, выполнять все его назначения.

Можно ли использовать альтернативные методики?

Смотря к чему мы подбираем альтернативу. Если говорить о ранней диагностике и лечении на капах, – альтернативы нет. Если говорить об уже запущенном случае, когда необходимы брекеты и уже поздно работать с ребенком без них, то да! Система элайнеров (съемных кап) сейчас широко используется врачами-ортодонтами. Например, в нашей клинике мы зачастую устанавливаем пациентам практически незаметные для окружающих капы Invisalign. Однако они больше подходят взрослым людям, которые страдают нехваткой времени, чья работа или образ жизни связаны с активной публичной деятельностью, тем, кто не готов носить несъемные ортодонтические конструкции (брекеты).

Всем ли детям показано исправление прикуса?

Любому исправлению прикуса предшествует тщательная диагностика. Я считаю, что при ее правильном проведении исправить прикус можно почти всем пациентам. Самое главное, что должны знать родители, – важно привести ребенка к грамотному специалисту вовремя. Чем раньше, тем лучше. В ваших руках здоровье и красота улыбки ребенка! Не стоит ждать того момента, когда несовершенство его прикуса будет очевидно всем. Красивая улыбка – это не только желаемо, но и возможно!