Брекеты и очки — два атрибута Кати Пушкаревой — все еще могут быть символами гадкого утенка, но содержат в себе намек на то, что когда-нибудь утенок станет лебедем. Любезные производители предлагают новые материалы, придумывают новые формы и модные тенденции. Что делает эти и без того недешевые приспособления еще дороже. Но при этом никакие затраты денег и времени не сулят избавления от своей проблемы насовсем. Когда американцы обследовали пациентов, снявших брекеты 15 лет назад, оказалось, что многим пора надевать их снова. Так что берегите с детства свои глаза и челюсти.
Откуда зубы растут
В редких случаях аномалии зубов бывают врожденными. Гораздо чаще они приобретаются. С раннего детства! Кто бы мог подумать, что уже кормление грудью формирует будущий прикус? Однако факт! Младенец рождается с недоразвитой нижней челюстью. В процессе ежедневного (да что там — круглосуточного!) сосания лицевые мышцы ребенка развиваются и челюсть выравнивается. Но это касается напряженного и физиологически естественного сосания груди. Дурная привычка сосать палец или язык, напротив, формирует неправильный прикус. Врачи-ортодонты полагают, что в росте зубов участвует весь организм.
Вот что они называют в числе причин формирования аномалий прикуса:
1. Вредные привычки вроде сосания пальцев, прикусывания губ и языка.
Детские психологи считают, что сосанием пальцев малыш компенсирует недостаток эмоционального общения. И значит, решить проблему можно без всяких пластинок Хинца, вставляемых в рот. Но если не получается, надо соглашаться на пластинки. Потому как при длительном сосании пальца может нарушиться рост челюстей. Верхние резцы выступят вперед, нижние передние зубы уплостятся — рот сформируется под палец. Похоже на страшилку. Конечно, не все дети способны так настойчиво сосать палец, чтобы довести себя до крайней аномалии. Но все же тенденция к изменению роста зубов у них будет.
Тоже касается прикусывания нижней губы. Верхние резцы будут расти вперед, нижняя челюсть отодвигаться назад. Вплоть до недоразвития нижней трети лица.
2. Нарушение какой либо функции организма, например носового дыхания, осанки, жевания, сосания.
При правильном развитии зубочелюстной системы язык в спокойном состоянии занимает собой область неба и слегка давит на верхний зубной ряд. Щеки уравновешивают это давление снаружи. Под действием обоюдного давления формируется форма верхней зубной дуги. Если же рот неплотно закрыт, язык не может давить с нужной силой и зубная дуга, уступая нагрузке щек, суживается. Зубы растут скученно. Небо формируется узким и высоким, как готический свод.
Иногда из-за короткой уздечки, ограничивающей движения языка, он прокладывается между зубами, как начинка в гамбургере, и прикус формируется открытым, то есть зубы не смыкаются до конца. Разумеется, это сказывается на речи. И ребенок, чтобы правильно произносить звуки, помогает себе артикулировать мышцами лица, а это в свою очередь изменяет мимику, лицо становится перекошенным.
3. Врожденные аномалии прикуса подразумевают под собой наследственные анатомические особенности, а также последствия родовой травмы. Сюда же относится отсутствие зачатков зубов.
4. Приобретенные аномалии прикуса происходят из-за травмы челюсти или потери зубов, в том числе вследствие кариеса.
Если ребенок остался без одного или нескольких молочных зубов больше чем за год до начала роста коренных, он нуждается в зубном протезировании. Иначе соседние зубы сместятся в образовавшийся промежуток (природа не терпит пустоты!), зубная дуга укоротится, причем асимметрично. Кривой рот сделает лицо некрасивым.
Ну и, наконец, неправильный прикус приводит к пародонтозу и заболеванию височно-нижнечелюстных суставов с неизбежными головными болями. Врагу не пожелаешь, не то что ребенку.