В наши дни, казалось бы, вся информация благодаря Интернету становится общедоступной, открытой и понятной. Не нравится один источник информации – ищем другой, не понятно о чём тут говорится – можно там посмотреть, эти отзывы слишком хороши – можно найти те, что похуже. И так далее. Кажется, что информации стало гораздо больше и она более-менее адекватная. Но так ли это?
Если Вы зададитесь целью найти отзывы, скажем, о стоматологической клинике (и тем более о детской стоматологической клинике), то, скорее всего, будете немного огорчены. Почему? Разбираемся.
Давайте для интереса попробуем найти настоящие (это ключевое слово — настоящие) отзывы о той или иной клинике, той или иной услуге, тому или иному детскому стоматологу. Выбираем поисковый запрос (здесь каждый сам решает, какой именно запрос ему выбрать в зависимости от города, страны, времени года, возраста ребёнка, желаемой услуги…). Видим сотни и тысячи результатов. Начинаем их перебирать.
Вариант номер один: все отзывы неприлично хорошие, идеальные, безукоризненные. Нет никаких сомнений? Ведь даже на Солнце есть пятна! Есть большая вероятность, что негативные отзывы либо не публикуются, либо все отзывы «фейковые», то есть ненастоящие. Их пишут либо сами сотрудники компании, либо проплаченные и хорошо обученные копирайтеры.
И из первого вытекает вариант номер два: когда работает команда опытных копирайтеров. Они сами добавляют чайную ложечку дёгтя в цистерну с мёдом, желая тем самым придать «действительности» отзывам о детской стоматологии. То есть формулировка наподобие «Всё понравилось, всё супер, дёшево, быстро, без боли, с подарком, но ждала своей очереди аж 7 минут», скорее всего, написана тем самым профессионалом.
Законно возникает вопрос: а какие тогда отзывы могут считаться настоящими?
А давайте вспомним: если Вам что-то понравилось в магазине, Вы сильно торопитесь об этом рассказать всему миру? Нет, пока не спросят. А вот если Вас обсчитали или недовесили, то Вы обязательно об этом раструбите всем и каждому, лишь бы меньше кто попался на эту уловку. И вы берёте в руки книгу жалоб! Так вот она и может служить доказательством реальности отзывов о той же стоматологической клиники из нашего примера.
Книга жалоб чаще всего используется для негативных отзывов, но во многих заведениях есть такая практика: когда пациент остаётся доволен, его просят написать что-то в этой заветной книге. И он пишет. Вот так книга и наполняется хорошими и не очень хорошими отзывами.
И если на сайте той или иной детской стоматологической клиники Вы увидели скан-копию или просто фотографию конкретного отзыва из конкретной книги жалоб, и они представлены не в единичном случае, то можете быть уверены – это по-настоящему!
К сожалению, таких клиник оказалось не так уж много. И, пожалуй, лучшим примером может быть страница отзывов клиники «Стоматолог и Я». Там есть и текстовая версия, и скан-копия почти каждого отзыва. Остальные были добавлены напрямую через сайт.
Есть отзывы и не очень приятные, но что самое главное – они есть! Их публикуют! И комментируют, и извиняются, если есть вина персонала. И даже очень нелицеприятные отзывы, которые были добавлены через сайт, опубликованы. Хотя их можно было на стадии модерации забраковать. Но они есть! Это и есть показатель действительности таких отзывов.
А обращаться в эту клинику или нет – решайте сами. Вы можете прочитать мнения живых клиентов, с указанием на ошибки, цены, преимущества и недостатки конкретно этой клиники. Взвесьте все положительные и отрицательные стороны и принимайте решение.
Обдуманное решение!