До середины 19 века лечение кариеса было долгим и кропотливым процессом. Для его удаления использовались длинные тонкие боры, стоматолог крутил их вручную, зажимая бор между указательным и большим пальцем, медленно удаляя поврежденные ткани. Либо врач выполнял вращательные движения назад-вперед, подобно движению пилы, удаляя остатки кариеса. Затем полость заполнялась пломбой из свинца или гуттаперчей, при этом не всегда удавалось полностью очистить ее от кариеса. Трудоемкость процесса заставила стоматологов искать новые пути.
Первый наконечник, работающий по механическому принципу появился в 1872 году — Джеймс Моррисон лечил пациентов при помощи инструмента, приводимого в движение от ножной педали (первые электрические установки были созданы еще в 1868 году, но не приобрели популярности, так как на тот момент в большинстве стоматологических кабинетов не было электричества). Наконечники с ножным приводом оставались стандартом до конца Второй мировой войны.
Угловой наконечник с зубчатым ротором считался самым современным инструментом для препарирования в течение 50-х годов 20 века. Электрическая бормашина приводила в действие наконечник со стальным бором диаметром 2,4 мм, при этом ротационная скорость достигала 6,5 тысяч об/мин. Использовался такой наконечник на низких скоростях, иначе была высока вероятность перегрева многочисленных металлических деталей в местах соединения. Изобретение этой модели и электрической бормашины были запатентованы Константом Дориотом. Они послужили прототипом для более современных наконечников с электрическим приводом, в том числе разработанных компанией Midwest Dental Manufacturing.
С появлением бормашин электрические наконечники стали самым используемым стоматологическим инструментом. Теперь большую часть работы занимало лечение зубов, а не удаление. Тем не менее, даже с улучшенной технологией у стоматологических наконечников того времени был ряд недостатков. Один из них – чрезмерная вибрация. Дело в том, что среднестатистический угловой наконечник, работающий от ременного привода, вращался со скоростью всего 2000 об/мин. После войны стали широко применятся алмазные и вольфрамово-карбидные боры, что также способствовало более высокой вращательной скорости. К 1950 году стандартный наконечник выполнял 6500 об/мин. В 50-е годы появилось множество идей для технического усовершенствования боров, улучшилась их скорость и механические свойства. Изобретатели обратили внимание на турбинные двигатели самолетов, решив применить эту технологию для стоматологического наконечника.
Одна из первых экспериментальных моделей турбинного наконечника, вращающегося под воздействием потока сжатого воздуха. В ходе тестовой проверки вышел из строя стальной бор, автор Ллоид Флатланд решил отказаться от идеи и занялся менее радикальными преобразованиями инструмента.
Турбинный наконечник с гидравлическим приводом обеспечивал скорость вращения бора до 60 тысяч об/мин. Впервые удалось успешно применить принцип турбинного двигателя в работе наконечника, при этом механизм рукава бормашины был достаточно компактным. Тем не менее, для работы с таким наконечником требовалось разместить в отдельном мобильном шкафу высоконапорный нанос и резервуар с водой. Часть воды циркулировала в системе, обеспечивая водяное охлаждение бора и полости зуба. Боры с алмазной поверхностью надежно закручивали в резьбу хвостовика. Преимущества инструмента – большой крутящий момент и отсутствие вибраций – существенно выделяли его на фоне других моделей. Изобретение принадлежит Роберту Нельсену. Производился на заводах Bowen & Company.
Роликовый блок с резиновым кольцом использовался в качестве дополнительного ремня, усиливающего вращение наконечника с электроприводом. При присоединении блока к ручке, низкоскоростной прямой наконечник превращался в высокоскоростной, при этом не требовалось увеличивать ротационную скорость основного привода. На рисунке роликовый блок присоединен к угловому наконечнику Doriot. Число оборотов такой установки достигает 50 тысяч об/мин. Был изобретен Ллоидом Флатландом в 1955 году, продавался под брендом Midwest Dental.
Первый угловой наконечник с роторной скоростью более 100 тысяч об/минуту. Такого высокого показателя удалось добиться отказавшись от стандартного зубчатого приводного ремня. Внутрь рукава разместили шнур, доходящий до хвостовика с 12-шариковым подшипником с герметичной смазкой, преумножающим вращательную скорость мотора. Этот тип наконечников послужил прототипом хвостовика под турбинный наконечник со стандартной резьбой под бор диаметром 1,6 мм. Несмотря на то, что к 1960 году удалось создать наконечник со скоростью 180 тысяч об/мин, его громоздкий механизм заставлял искать новые идеи для усовершенствования бормашин. Это изобретение было запатентовано Ричардом Пейджем в 1955 году, производилось на заводах Chayes Dental Instrument.
В 1956 году д-р Артур Дугони и Джон Роадс продемонстрировали работу нового высокоскоростного наконечника Page-Chayes на закрытой телеконференции перед 600 выпускниками Колумбийского университета на ежегодной встрече выпускников. Во время презентации они отметили, что скорость нового аппарата в 4 раза выше показателя стандартных наконечников, при этом уровень вибрации существенно снижен. Простота использования и слабая вибрация обеспечивают менее болезненные ощущения для пациента и снижают уровень шума, что помогает пациентам бороться со страхом и усталостью и улучшает их впечатление о работе стоматолога, особенно что касается детей. В следующем году д-р Дугони продолжил эту рекламную компанию, зачитав свое эссе о преимуществах высокоскоростных наконечников на 137 ежегодной встрече Ассоциации стоматологов Калифорнии. «Это открывает новую страницу в лечебной стоматологии, связанную с победой над вибрацией. Работа с наконечником стала существенно легче: достаточно минимального давления и простых движений для препарирования полости. Кроме того, из-за низкой вибрации пациент не ощущает работу бора».
На фото сверху: контругловой наконечник c электроприводом и специальными борами, вращение которых достигает 100 тысяч об/мин. Внутри расположен тонкий шнур, соединяющий мотор через рукав и наконечник с бором. На фото снизу: наконечник с воздушным и водяным охлаждением, на котором впервые установлен кнопочный механизм для смены боров. Изобрел Ллоид Флатланд, производился под маркой Globe Dental и Surgident.
Экспериментальная модель турбинного наконечника со скоростью вращения 300 тысяч об/мин и отсосом для удаления частичек тканей зуба. При использовании воздушного охлаждения, наконечник оптимально выполнял работу. Однако при применении водной системы – недостаточно охлаждался. В связи с чем компания Ritter отказалась от массового производства этой модели.
На фото сверху и ниже: две насадки со встроенным электромотором для стандартного углового наконечника с ременным приводом Doriot и запястные шарниры с небольшим встроенным ременным приводом. Оснащаются борами для турбинных наконечников, при работе достигающих скорости 150 тысяч об/мин. Внешняя система трубочек для воздушного и водяного охлаждения. На фото снизу: модель наконечника Globe 212, широко применялась для обучения студентов Колледжа терапевтов и хирургов Колумбийского университета в эпоху появления первых высокоскоростных инструментов.
В 1957 году стоматолог Джон Борден из Вашингтона представил первый рабочий турбинный наконечник, названный Airotor, способный вращаться со скоростью 250 тысяч об/минут. Это навсегда изменило мир стоматологии.
Одним из первых соратников Бордена был ассистент кафедры клинической ортопедической стоматологии Артур Дугони. Он выступал за использование новых высокоскоростных наконечников в середине 50-х годов и договорился с производителями оснастить одну из клиник демонстрационными установками с турбинными моделями. «Влияние на стоматологическую профессию, общественное признание и потребность в оборудовании с высокими скоростями мотивировали нас на создание учебной программы для стоматологов», — объяснил Дугони в журнале «Contact Point». «Тем не менее, главная причина, ради которой мы обучаем врачей работе с высокоскоростными наконечниками – это создание высококачественной стоматологии и комфортных условий для пациентов».
Несмотря на то, что попытки создания коммерчески успешного инструмента предпринимались новозеландскими и шведскими изобретателями, именно модель американца Джона Бордена получила широкую популярность и стала прототипом современных высокоскоростных турбинных наконечников. Одна из отличительных черт модели – внутренняя трубка для водного охлаждения и использование масляной смазки для подшипников. В процессе работы роторная скорость бора достигает беспрецедентной величины в 250 тысяч об/мин, однако из-за низкого крутящего момента турбинного мотора, в ходе процедур скорость бора обычно составляет 150 тысяч об/мин. Использование высокоскоростного инструмента требует осторожности, тем не менее, наконечник обладает низким сопротивлением к чрезмерному давлению, что обеспечивает безопасность использования. Благодаря этой инновации, эффективность работы стоматологов возросла в 10 раз, при этом процедуры стали менее трудоемкими. Запатентованная модель Дж.Бордена была выпущена компанией Dentsply, продавалась под марками Ritter и SS White.
Гиперскоростной наконечник Kerr схож с наконечником Page-Chayes, применялся при необходимости сверления с роторной скоростью в пределах 20-150 тысяч об/мин. С помощью пружинной защелки можно присоединить дополнительные режущие инструменты. На фото снизу: бор оснащен диском, защищающим от попадания воды и остатков твердых тканей на подшипник.
В 1959 году д-р Артур Дугони обсудил результаты исследовательской работы, рассматривавшей действие турбинных наконечников, в том числе изучалась модель Aero-Turbex фирмы Densco. Эта модель отличалась от первого известного наконечника Airotor меньшим размером головки и более крупной ручкой. В этот период в обучающих клиниках Колумбийского университета использовались инструменты со скоростью 45 тысяч об/мин, а более современные наконечники студенты могли наблюдать только на лекциях и выставках. Таким образом, практики применения моделей с низкой вибрацией на пациентах не было. Однако вскоре произошли изменения учебного плана, и выпускники последних курсов смогли ознакомится с работой высокоскоростных турбинных наконечников. Первоначально они практиковались на моделях челюстей, выполненных из удаленных зубов, под строгим контролем врачей-стоматологов. Они учились по-новому обращаться с инструментом, поскольку он стал более чувствительным и скоростным. Были разработаны 7 концепций, позволяющих студентам оттачивать мастерство при работе с инновационным инструментом. Благодаря высокой роторной скорости бора, достигающей 300 тысяч об/мин, использованию безремневого мотора, студенты Колумбийского университета наконец научились лечить зубы более безболезненно и быстро.
Современные сверхскоростные турбинные наконечники могут достигать скорости 250-450 тысяч об/мин, а модели с электроприводом – до 200 тысяч об/мин. Стоит отметить, что наконечники с электромотором начинают вытеснять более быстрые турбинные модели, поскольку обеспечивают равномерную режущую способность бора при низком шуме и вибрации. При соприкосновении бора на турбинном наконечнике с тканью зуба, его скорость падает на 40%. При этом скорость бора электрического наконечника существенно не меняется в аналогичной ситуации. Стабильная скорость работы и крутящего момента делают использование электрических наконечников предпочтительным при удалении коронок, мостов и реставраций.